Свадебные обычаи в Европе

Во все времена и почти у всех народов осень была временем свадеб. Это и понятно — осенью заканчивался сбор урожая, возвращались домой рыбаки, охотники, общественных работ в деревнях становилось меньше.

Отголоски древних языческих обрядов, испытавшие определенное влияние официальной церкви, законы сельской общины, национальные особенности причудливым образом оформляли это столь важное в жизни человека и общества событие.

Итак, как же все начиналось...

Создание семьи никогда не было полностью «частным» делом человека. Любому роду требовалось продолжение, сельской общине — новые работники. Старшее поколение старалось «ненавязчиво» подвести молодых к решению о своевременном создании новых семей. Знакомились парни и девушки, в основном, на сельских праздниках, ярмарках, посиделках. Посиделки организовывались специально для молодежи «брачного» возраста. На посиделки собирались девушки, занимались рукоделием — пряли, вязали, вышивали. Парни приходили на посиделки позже, либо, как, например, в некоторых районах Австрии, просто встречали девушек по дороге домой и провожали.

Посиделки и гуляния часто сопровождались гаданиями. В Италии, например, девушки бросали на горячий пол очага лист оливы или мирта, загадывая имя парня. Если лист начинал, нагреваясь, потрескивать, ожидалась свадьба. Распространены были и гадания с водой, зеркалом, где ночью, при свечах, можно увидеть лицо суженого. Так гадали в России, Испании, Германии. Гадания считались особенно «правдивыми» в праздничные дни и ночи — на Рождество, в Иванов день. Много «магических» ритуалов было связано со свадьбами старших подруг. Коснуться невесты, получить в подарок цветок из ее букета, бант, шпильку означало для испанских девушек скорое и удачное замужество. И в наше время на свадьбах мечтают поймать букет невесты ее молодые и не очень молодые подруги.

Существовали и более откровенные способы подтолкнуть молодых людей к созданию семьи. Так, в деревнях Тосканы, Пьемонта было принято совершать обряд выбора пробных обрученных. Пары из парней и девушек составлялись по жребию, и им предписывалось вести себя как настоящим обрученным — обмениваться подарками, проводить время вместе. Некоторые «пробные» пары оказывались настолько удачными, что начинали готовиться к настоящим свадьбам. Если же случайный выбор не приводил к сближению, союз расторгался без каких–либо последствий.

За знакомством почти обязательно следовал длительный период ухаживания. Молодые люди получали возможность чаще видеться днем, прогуливаться под руку, часто — в обязательном сопровождении старшей родственницы. Обычай «ночных ухаживаний» был характерен для Бельгии, Франции, Испании и других стран. Юноши пели под окнами избранниц серенады или беседовали через оконные решетки.

В регламентации отношений этого периода заметен конфликт церковной морали и древних народных обычаев. Формально близкие отношения до брака осуждались обществом, однако в некоторых областях, например, Бельгии, юга Франции на это закрывали глаза. А если обратиться к истории, например, Руси X–XI века, то есть к более древним временам, можно заметить, что внебрачные отношения даже поощрялись обществом. Так, молодая одинокая мать становилась завидной невестой как «подтвердившая» свою способность к рождению сильного, здорового ребенка. Очевидно, к концу XIX века эти «языческие» понятия, в целом, были побеждены церковной моралью, но отголоски их сохранились. Хотя, также характерны и обычаи всяческого осуждения девушек, не сохранивших целомудрия до брака. Отношение к обязательности мужского целомудрия, впрочем, во все времена было гораздо более формальным.

Комментарии к статье