Иранская свадебная традиция

Ислам официально разрешает мужчине иметь четыре жены. Однако если женщина при вступлении в брак ставит будущему мужу условие, что на протяжении жизни будет у него единственной женой, он соглашается, и это фиксируется документально, о последующих женах речь уже идти не может. Такое условие является преградой и для вступления во временный брак. Другое дело, что жених может и не согласиться, тогда свадьба не состоится.

Однако иметь четырех жен непросто: по закону муж должен относиться к ним абсолютно одинаково, соблюдая материальное, психологическое и сексуальное равенство в отношении. Кроме того, чтобы жениться во второй раз, нужно просить разрешение первой жены, если же она его не дает, то необходимо доказать, что первая жена по состоянию здоровья не может больше исполнять супружеские обязанности. Поэтому в Иране немного мужчин, имеющих более одной жены.

Интересно, что до принятия иранцами ислама (это случилось 14 тысяч лет назад) у персов существовало многоженство. Ислам запретил мужчинам создавать себе гаремы, ограничив количество жен четырьмя. Хотя сам пророк Мохамед имел больше жен. В первый раз он женился в 25 лет на 40-летней женщине, с которой прожил в моногамном браке до своего 53-летия. В последующие браки он начал вступать только после смерти любимой первой жены, специально женясь на девушках из различных арабских племен и таким образом обеспечивая поддержку в этом племени своим новым религиозным идеям (речь идет о внедрении ислама). Источники говорят, что даже не со всеми своими женами он имел сексуальные отношения. Браки пророка были, если можно так выразиться, политическими.

В первые годы существования ислама происходило множество войн, и многие женщины оставались без мужчин. Замужняя женщина, имея подругу, оставшуюся без мужа с маленькими детьми на руках, могла, жалея ее, сама предложить своему мужу взять вторую жену.

В том, что мужчины гибнут чаще, чем женщины, не сомневается никто. Но примечательна интерпретация закона о четырех женах в современном Иране: мужчины дольше женщин способны жить половой жизнью и потому должны иметь возможность жениться несколько раз. С этим во времена гормонозаместительной терапии и повального простатита вряд ли согласятся западные женщины. Впрочем, как известно, «со своим уставом в чужой монастырь» ходить не следует.

В иранском обществе запрещены беспорядочные половые связи и содержание любовниц. Женщина, встречающаяся с мужчиной вне брака, лишена и моральной поддержки в глазах общества, и официальной — в глазах государства. Многоженство, разрешенное законом, для женщины, потерявшей первого мужа, — своего рода выход из положения. С другой стороны, даже временные отношения в Иране оформляются законодательно. Это называется «временный брак».

Для временного брака, который заключается на определенный срок и потом может быть продлен или расторгнут по взаимному согласию, существуют различные причины. Например, мужчина не обладает стабильным финансовым доходом, чтобы вступить в постоянный брак, либо он хочет жениться на иностранке или женщине, исповедующей другую религию. (В постоянный брак мусульманин может вступать лишь с мусульманкой или женщиной, принявшей мусульманство. С атеисткой или женщиной, исповедующей религию, не признающую единого Бога, мусульманин вообще не может вступить в брак — ни в постоянный, ни во временный.)

Если мужчина хочет иметь детей, а его первая жена бесплодна, но он не желает иметь вторую постоянную жену, то может завести детей во временном браке. Таким детям после расторжения брака он будет платить алименты, дети также обладают всеми правами наследования его имущества. Если мужчина уезжает в длительную командировку, а постоянная жена по каким-либо причинам не может или не хочет сопровождать его, он имеет право вступить во временный брак с согласной на это женщиной и взять ее с собой. Существует еще один нюанс, отличающий временный брак от постоянного: если он заключается с девушкой, прежде не состоявшей в браке, согласие отца девушки на временный брак обязательно.

При временном браке отсутствует обязательство поддерживать женщину материально после его расторжения. Также имущество супругов не делится и при разводе каждому остается то, что он имел до заключения брака. Однако и после расторжения временного брака (как и постоянного, и после смерти мужа) женщина, прежде чем выйти замуж повторно, должна подождать 45 суток (чтобы убедиться в том, что не беременна от предыдущего брака). Мужчину закон ждать не обязывает, но некоторые не вступают в повторный брак в течение определенного срока, отдавая тем самым дань уважения предыдущей супруге. В иранском обществе и на временный, и на постоянный брак смотрят в равной степени уважительно.

Ислам позволяет жениху видеть до свадьбы только лицо и руки девушки. Девушка должна вступать в первый брак девственницей, если это не так (что очень редко случается в Иране), то она обязана предупредить жениха, иначе обманутый муж после первой брачной ночи может обратиться в суд, и брак будет признан недействительным в связи с тем, что невеста солгала. Перед вступлением в брак молодые сдают специальный анализ крови, чтобы определить, нет ли риска рождения ребенка с различными отклонениями от нормы, обусловленного генетически. Если такая угроза существует, брак не регистрируется.

Когда происходит встреча родителей (родители жениха просят руки девушки у ее родителей), оговаривается сумма приданого для девушки. По традиции считается, что родители девушки должны купить все необходимое в дом: мебель, ковры, холодильник и т.д. Если девушка из богатой семьи, ее родители могут купить также дом или квартиру, другую недвижимость, машину. Если девушка из бедной семьи, но парень все равно хочет на ней жениться, он может полностью отказаться от приданого.

Одним из желательных условий для свадьбы является материальная независимость жениха от своих родителей — наличие у него жилья и работы. Со стороны жениха необходимо также «магрие» (от слова «магр» — любовь), дорогой подарок невесте. Им может быть недвижимость или определенное количество золотых монет. Обычно магрие остается за женихом как обязательство, поскольку он не всегда в состоянии предоставить такой подарок до свадьбы. Однако в случае развода магрие необходимо отдать. Встречаются, конечно, непорядочные мужчины, которые предоставляют жене развод на следующих условиях: «Я дам тебе развод, но не отдам магрие». Подобное поведение осуждается, и вряд ли такой мужчина быстро найдет другую жену.

Многие счастливые семьи живут вместе до глубокой старости, и у них не возникает необходимость отдать магрие. Однако в Иране считают, что, беря на себя подобное обязательство, жених тем самым демонстрирует серьезность намерений, истинность любви и желание прожить со своей избранницей долгую жизнь, а не короткий отрезок времени.

После того как две семьи приходят к соглашению, жених дарит невесте кольцо, которое одевается на левую руку (этот обычай пришел в Иран с Запада), платье, духи или что-нибудь другое. Обычно невеста также дарит кольцо жениху, свадебный костюм или другую дорогую вещь. Свадьбе может предшествовать церемония обручения, но это не обязательно.

В ходе свадебной церемонии совершаются и религиозный, и административный обряды. Происходит она не в мечети, а чаще всего дома, иногда в ресторане. Сюда приходит нотариус. Как правило, это представитель частной нотариальной конторы. Он говорит официальные слова и регистрирует брак в принесенной с собой книге актов гражданского состояния, в которой расписываются новобрачные. Для отправления церемонии приглашается также священник — рогани. Но каждый мусульманин знает те священные слова, которые произносит рогани. Сказав их, двое могут стать мужем и женой даже в отсутствие священнослужителя.

Ислам рекомендует ранние браки, поэтому средний возраст вступающих в брак 20, 21 год. Иранские свадьбы отличаются большим количеством приглашенных. Может присутствовать 200—300 человек. Оплачивают расходы родители новобрачных, причем большую часть денег вносит семья жениха.

В последнее время в Иране, как и во всем мире, стало популярным совершать свадебные путешествия. Некоторые иранцы специально устраивают небольшие скромные свадьбы, предпочитая потратить деньги на интересную поездку во время медового месяца. В заключение следует отметить, что процент разводов в Иране очень низкий и общество их не поощряет.

Комментарии к статье