-
- КОЛОНИАЛЬНЫЙ СТИЛЬ
- Колониальной следует считать
мебель, созданную в Америке в эпоху колонизации
ее европейскими державами. Речь идет не о
самостоятельном стиле, а о такой мебели, которая
на самом раннем этапе создавалась по подобию
завезенных колонистами предметов домашней
обстановки. В американской мебели постепенно
усиливаются черты местного своеобразия, уже в 19
веке здесь складываются свои кадры
проектировщиков, открываются мебельные фирмы.
-
- Колониальная мебель была, в
сущности, местной американской разновидностью
английской мебели, направление ее развития
определялось событиями, имевшими место в
английской мебели. Это означает, что не было
одного, конкретного стиля, а существовало почти
столько же вариантов и оттенков «колониального
стиля», сколько стилевых разновидностей было в
английской мебели.
-
- Главными отличительными
признаками этого стиля считаются витые ножки,
архаические формы в духе английской
позднеренессансной мебели, отделка под орех и т.
д.
-
- Период
формирования американской колониальной мебели
можно подразделить на три этапа: 1608-1720 (ранний
период), 1720-1780 (период правления английских
королей Георгов), 1780-1830 (первые десятилетия после
завоевания независимости).
-
- Добротная, качественная,
исполненная под влиянием голландских образцов
мебель, завезенная колонистами на американский
континент, была выдержана в английском
позднеренессансном стиле. Между 1700-1720 годом
позиции этого стиля расшатываются крепнущим
голландским барокко, которое, взяв, в конце
концов, верх, подчиняет себе американскую мебель
(1720-1750), претерпев здесь некоторые изменения.
-
- На Юге в большом количестве
производились шкафы, сундуки, кушетки; на Севере -
комоды, секретеры, письменные столы и мягкие
кресла. Среди ранних образцов американской
мебели даже самые роскошные довольно просты по
формам и исполнены, как правило, из мореного и
отделанного воском дерева. Помимо сосны в работу
идут дуб, береза, орех и клен. Мебель
изготавливается прочная, добротная. В предметах
домашней обстановки, производящихся в Новом
Амстердаме, благодаря развитой торговле с
Европой и Индией, ощущается дальневосточное
влияние.
-
- В 18
веке богатеющая американская буржуазия уже
могла позволить себе роскошь приобрести все, что
предлагал европейский рынок. Усилившийся приток
различных товаров не мог не сказаться и на
прикладном искусстве. Однако в целом
американская мебель следует английским образцам
с запозданием на 10-20 лет. Голландские барочные
формы начинают вытесняться английскими лишь в
середине 18 века. С запозданием осваиваются за
океаном и модные в это время в европейском
искусстве стилевые направления: французское
рококо, китайские и готические влияния.
-
- Американская мебель 1750-1780-х годов
в техническом отношении уже не уступает по
качеству английским изделиям. В мастерских
Филадельфии производятся высокие комоды,
туалетные столы, секретеры; мебель
обрабатывается богатой резьбой, изогнутыми
карнизами. Мастера Новой Англии
специализируются на низких комодах, шкафах в
виде двух комодов, поставленных один на другой
(double chest), и секретеров с волнистыми поверхностями
(block front). Это уже типично американская мебель.
Ранняя колониальная мебель была столь простой,
примитивной, что ее окрестили «кухонной
колониальной», однако теперь, в эпоху
стремительного подъема американской буржуазии,
во всем чувствуется стремление к богатству.
Обстановка жилищ американцев обнаруживает много
общего с английским жилым интерьером этого
времени.
-
- Между
1780-1810 годами американская мебель развивается под
сильным влиянием творчества Чиппендейла и
других видных мастеров. Стиль Шератона особенно
сильное влияние оказал на творчество
знаменитого американского мебельного мастера
Дункана Файфа. Шотландец Файф с 1795 года работал в
Нью-Йорке. Мебель его работы отличалась
удобством, красотой, элегантностью. Файф не
создал нового стиля, но господствовавшее в это
время направление нашло в его лице лучшего
выразителя. В американской колониальной мебели
это период проникновения и распространения
классицизирующих форм, влияния Хэплуайта и
Шератона. Характерные особенности американской
разновидности стиля Шератона: полное отсутствие
профилей, прямые линии, орнаментация интарсией.
-
- До первой четверти
восемнадцатого века дорогая мебель
преимущественно изготавливалась из орехового
дерева. Около 1725 года у ореха появляется
соперник: красное дерево (махагони). После 1800 года
дорогую мебель исполняют из атласного и розового
дерева. Американцы охотно пользовались
разработанными английскими архитекторами и
мебельными мастерами проектами образцовых
предметов мебели и интерьеров.
-
- В 1760
году Джеймс Ривингтон издал сборник рисунков
различных предметов домашней обстановки,
содержавший 180 таблиц. Этот и ряд других
аналогичных сборников свидетельствуют о том, что
в Америке специалисты были хорошо осведомлены о
новейших стилевых тенденциях в английском
прикладном искусстве. Ведущим мебельным центром
и законодательницей мод этого времени является
Филадельфия, за ней следуют Бостон и Чарльстон.
Мебельное производство в Америке строилось на
принципе разделения и специализации труда
(столяры, токари, резчики, отделочники и т. д.), что
с одной стороны обеспечивало высокое качество
продукции, а с другой увеличивало
производительность.
-
- В эпоху ампира американская
мебельная промышленность переживает полосу
подъема. Мебель этой поры большей частью
рубленая и украшенная резьбой. Около 1825 года в
декоративном убранстве предметов мебели
появляются готические элементы. Неоготика не
нашла широкого отклика, она быстро уступает
место очередному поветрию - стилю неорококо.
-
- Самостоятельная,
независимая - уже не «колониальная» -
американская художественная мебель сложилась в
19 веке в условиях формирующегося крупного
капиталистического производства, пройдя
предварительно, подобно европейской мебели,
стадии рождения, поисков, экспериментов и
неостилей.
-
- Итак, «колониального стиля» как
такового не было, а существовали лишь
колониальные разновидности европейских, главным
образом английских, мебельных стилей.
Колониальные формы обнаруживают тесную связь с
исходными прототипами, нередко являясь почти
точными копиями их, а то и просто оригинальными
предметами, завезенными из Европы. Поэтому часто
бывает очень трудно отличить американскую
мебель от соответствующей ей по стилю
европейской.
-
- 20.03.03